Схожие и не очень произведения.
Сравним несколько картин. На его же работе «Святой Иероним», использован такой же приглушенный фон, но ярко выделены основные детали. Так же, как на картине с Иоанном, хорошо проработано тело, фактура кожи, фактура тканей. Кроваво красный — один из любимых цветов автора. Символ Христовой крови и царской принадлежности, цвет облачения кардиналов и епископов. На лбу Иеронима яркий блик, но не пересвет. Как и Иоанн он освящен ярко, контрастно, но без потерь темного. Сравним с работой Тициана. Здесь все чуть мягче, хотя световые акценты отлично легли на полотно. Кожа мягче, не так фактурна, заглажена.
Рембрандт «Возвращение блудного сына». Рембрандт учился у Караваджо и очень высоко его ценил. Он сильно смягчает свето-теневой рисунок, не подчерквает здесь фактуры, все у него более сокровенно, приглушенно, в тоже время, цветовые акценты заметны и важны. Это скорее «почти рядом», чем копия или подражание. И в момент написания картины, Рембрандт уже считался и был мастером.
Образ Иоанна Крестителя — один из самых популярных среди художников Возрождения и более позднего периода.
Мне нравятся гении, жизнь которых сплошное «приключение». Люди, состоящие как бы из двух ипостасей — художника и повесы. Жизнь тела и духа, души движется параллельно, в неочевидных сюжетах, пересекаясь в работах, как в точке бифуркации. Караваджо напоминает Иосифа Бродского и по силе гения и по силе страданий. В меру проекции на время, конечно.
На картине Святой Иоанн обладает, с одной стороны, внутренней драматичностью, игра света только подчеркивает его внутренние метания. Пророк кажется живым, не очень аскетичным, молодое красивое, но напряженное тело, с явно читающимся внутренним душевным конфликтом.
Совсем не юный Иоанн появится на картине Караваджо «Отсечение главы Иоанна Предтечи». Голова его — автопортрет художника, и он страшный. Хотя, справедливости ради отмечу, что чисто исторически, разница персонажа в возрасте с образом «В пустыне» всего три года. Кажется, что Жизнь.
Молодой Иоанн Креститель помещен в некий сад. Стилистически угадываются остатки живописи маньеристов. Листочки напоминают молодость, зеленую лёгкость. Судя по растительности, это не пустыня. Значит, Иоанн изображен до момента выхода в аскезу. Юноша серьезен, но эти светские кудряшки, почему-то художник так решил. Чуть более легкий, чем образ пророка, но более серьезный, чем мальчик с улицы. Одежды, конечно, католического канона. Ведь Иоанн не носил ничего, кроме пояса и Караваджо не мог это не знать.
1. Антон Рафаэль Менгс.
2. Ганс Мемлинг.
3. Джованни Батиста Пьяцетта, 17 век.
4. Эль Греко.
Контекст эпохи.
Италия. Конец 16, начало 17 века. Невероятно богатая на искусство и науку эпоха. В тоже время…
Раздробленность. На территории Италии несколько независимых государств, среди которых Миланское герцогство и Папская область, а так же — Неаполитанское королевство (Наш герой, кстати, везде побывал). По всей Европе велись религиозные войны. Экономика то поднималась, то падала. Власть католической церкви, с ее развращенными, алчными кардиналами, распространялась на всех и вся. Крушение идей Возрождения привело к Реформации. Католицизм стали осуждать. Началась продажа индульгенций, по сути — прощение грехов за деньги! Авторитет церкви падал. Тем не менее, именно тогда церковь поддерживает и новые художественные течения и художников! Видимо, для укрепления авторитета среди аристократии, которая уже хотела ПЕРЕМЕН., перемен во всем
В живописи утихает Возрождение и в противовес ему, как новый и прогрессивный, появляется маньеризм. Превалирует бОльшая эмоциональсть, динамичность. Отход от центральной композиции, яркие не натуристические краски, необычные перспективы. То была короткая, но революция. Опровергнуть старые нормы и уйти от классики.
В этот момент и вырастает гений Караваджо, задвигая очередную концепция на задворки. По сути, он — альтернатива.
В 5 лет у него от малярии умирает отец и мать. Поэтому, долго скитаясь, чрез несколько лет он начинает учиться рисовать. Конечно, у маньеристов. И уже в 13 лет делает это в приличной мастерской ученика Тициана. Характер Караваджо можно охарактеризовать как склочный, драчливый, склонный к похождениям и пьяным дракам.
На сколько это идет в противовес его живописи! Если, конечно, не знать, что моделями ему служили, как правило, все те же люди с улицы, с кем, возможно, в прошлую ночь он дрался до крови.
Альтернатива, быстро ставшая авангардом
Его талант, не смотря на жизнь хаотическую, стоял вне рамок школ. Целью было реалистично, новаторски через различные образы, показать внутренние проблемы духовного и мирского характера. Это был вызов, альтернатива, быстро ставшая авангардом, и даже к концу его жизни не перетекшая в моду.
В 22 года после очередного скандала и драки он сбежал в Рим. Там познакомился с многими меценатами, а так же с Брейгелем Старшим. Очередной раз за дебош и драку посажен в тюрьму, где встречает Джордано Бруно. Не думаю, что это было молчаливое времяпровождение.
В картинах использует манеру Леонардо, Беллини и Монтеньи. Все это, как правило, выражалось в церковных сюжетах.
В 23 года заболевает лихорадкой и полгода находится между жизнь и смертью. После чего все кардинально меняется. Запах смерти, ее присутсвие ведет к внутренней переуценке.
Он пишет реалистичный, демократичные картины — простые люди, в простых ситуациях. Появляется многофигурность. Персонажи залиты ярким светом, как бы придвинуты близко с зрителю. Они пластичны и основательны.
Тогда же, работая на кардинала дель Монте, где он знакомится с Галилеем и Кампанеллой. Опять же, не думаю, что они просто пили вино, молча)
В 25 лет он получает рекомендация вступления в Академию святого Луки. Но его не принимают. Его не понимают! Слишком новаторства много. Известность, вроде как, есть, но скандальная.
В ВОЗРАСТЕ 25-28 ЛЕТ ОН СОЗДАЕТ СВОЙ — ТОТ САМЫЙ СТИЛЬ — КЬЯРОСКУРО. Точнее, он в нем утверждается, как мастер.
1. Кающаяся Мария Магдалина.
2. Воскрешение Лазаря.
И впервые пишет женщин. Кающаяся Мария Магдалина, к примеру. В картинах проявляется натуризм, не принятый тогда, в эпоху маньеризма… Позы, состояние кожи, одежды… Все максимально реалистично. Работа со светом становится все более четкой, угадывается почерк.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Пример — работа над картиной «Воскрешение Лазаря». «Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле». В этом весь Мастер.
В 27 лет, в том числе, под влиянием работ Микеланджело, Караваджо пишет Иоанна Крестителя.
В этот момент он уже очень знаменит. Он великий революционер живописи. Картина Иоанн Креститель стала отправной точкой в создании серии библейских персонажей удивительной глубины. В полотнах присутствуют прямые цитаты из Микеланджело (роспись Ватиканской капеллы, скульптура на гробнице папы Юлия — Моисей). Жесты, позы. Но не манера письма.
Он может несколько часов писать, и потом весь день и всю ночь ударяться в загул. Черновиков не делал. Может, ленился? Или торопился жить иной жизнью, торопился Жить.
И, пожалуй, вершиной его реализма и прорывом стала картина «Обращение Савла». Мастеру 29 лет.
Смелая, новая композиция, сломлен архетип библейского персонажа, реализм и стиль — почти импрессионизм.
Образ Иоанна Крестителя пишется еще и еще. Иоанн Креститель — человек, который соединил Ветхий и Новый Завет. По словам Спасителя, не было пророка выше, чем он. Так и Караваджо, вероятно, стал одним из пророков Реформации, соединив авангардное искусство с реализмом.
У мастера внутренняя борьба между вспыльчивым, свободных нравом и внутренними размышлениями. И так постоянно.
И даже будучи монахом на Мальте и принятым в мальтийский орден, его натура всеравно побеждает. Он снова дебоширит и снова влипает в истории. В итоге изгоняется от папы и из папской области. Скитается, но в скитаниях ПИШЕТ картины.
Жизнь возвращается в начало, когда он - мальчиком скитался в поисках приюта. В изгнании, имея прощение от Папы, Микеланджело в болезнях, умирает. Ему 42 года! Подарком папе, билетом к свободе был шедевр «Саломея с головой Иоанна Предтечи»!!! Последнее, что написал мастер. И снова в сюжете - Иоанн Предтеча!
Саломея с головой Иоанна Предтечи.
Роза вкусов
Караваджо, безусловно, принадлежал к андерграунду. Положение осложнялось тем, что для «широкой публики» его работы полновесно открылись только после того, как появились в Соборе. И то, некоторые сразу снимали из-за «неприличного» прообраза тех или иных святых. Но их скупали и скупали меценаты и понимающая в искусстве аристократия. (История повторяется многократно по сей день.)
Когда его картины вошли в моду, появилось целое направление подражателей. Со временем, новые течения сменили караваджизм и Караваджо занимает почетное место классика. И слава Богу, далеко после смерти.
Точка бифуркации
Его внутреннее видение не трансформировалось под шаблоны. Время, как главная проблема
Каждый зритель в то время прекрасно знал, кто такой Иоанн Креститель. На картине он юн. Никто не знает, видя красивого юношу, какая судьба его ждет. И его поза, багряное покрывало, выражение лица — все заставляет задуматься о временности бытия и не определенности судеб. Не святой пока еще, святой. Это ДО скитания в пустыне. Мальчик, еще не тронутый аскезой. Ему бы радоваться жизни, с девушками гулять. Все это рождает противоречие в головах. Образ уже подталкивает на трагическую, не простую миссию юноши. Не Мессия, но предвестник. Юность Вечности.
Микельанджело рос в то время, когда все было в тотальном подчинении католической церкви. Но и знал писание хорошо. А в нем сказано, что христианство — это бессмертие Души И Тела. Первым, кто умер за такие идеи и был Иоанн Креститель! Вероятно, это стало ключом к тому, что мастер в течение жизни пишет его несколько раз.
Чисто техническая заметка: есть предположение, что художник пользовался самодельным отражателем. Этот кадр есть в фильме Д. Джармуша «Караваджо».
По сути, оригинал и то, что сделал «фотограф».
Что заинтересовало меня, как фотографа
Тщательно и фактурно, как будто это основной персонаж выписана ткань. Кажется, она осязаема. Подчёркнутая фактура одежды становится общепринятой и даже культивируется позже и у многих фотографов наших дней в том числе.
Прическа. Посмотрим маститых фото художников. Таких, как Лейбовиц, к примеру. Волосы часто важнее лица. У Караваджо — прекрасно выписаны волосы и деталь — локон на лице, имеет значение.
Картина одна из первых написанных после пережитого факта бытия «при смерти. Сама жизнь художника изменилась, изменился и взгляд. Он начал серию работ Апостолы. Видимо, как предвестника, написал юного Иоанна. И хотел показать его именно в стадии начала движения к смерти. Циклизм жизни. Юный, но уже с богом данной миссией, от которой невозможно отказаться. Как и сам художник, зная призвание, никакими кутежами и загулами так и не смог от него уйти. Это как печать Ангела на лбу. Печать Вневременности. Поэтому Иоанн не сидит в статике, а как бы в неуловимом движении…
… Весь фокус художника через свет на человеке. На эмоции момента. И в итоге — на зрителя. Тема мученичества привлекала Караваджо. Но и тема спасения, изменения через страдания. Даже в своих разгулах он понимал, что главное где-то внутри, в духе. Он сам стремился к свету и делал это через новый свет в картинах. Весьма символично.